Особенности проведения итогового сочинения (изложения) как допуска итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 201-2018 учебном году

С 2014-2015 учебного года итоговое сочинение (изложение) является обязательной процедурой допуска выпускников 11-х классов к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА-11), в том числе в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственного выпускного экзамена (ГВЭ-11).

Итоговое сочинение по желанию могут писать выпускники прошлых лет для представления его результатов для поступления в образовательные организации высшего образования.

Итоговое сочинение (изложение) будет проводиться 5 декабря 2018 года. Повторно написать сочинение смогут учащиеся, получившие неудовлетворительный результат, а также обучающиеся и выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) или не завершившие его сдачу по уважительным причинам. Для этого предусматриваются дополнительные сроки 6 февраля 2019 года и 8 мая 2018 года.

Для участия необходимо подать заявление не позднее, чем за 2 недели до начала проведения итогового сочинения (изложения). Выпускники 11-х классов текущего года подают заявление в своей школе. 

Писать итоговое сочинение (изложение) выпускники 11-х классов будут в своих школах. 

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2017/18 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения

  1. Отцы и дети
  2. Мечта и реальность
  3. Месть и великодушие
  4. Искусство и ремесло
  5. Доброта и жестокость

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Комментарий к открытым тематическим направлениям 2018/19 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

  1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

  1. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

  1. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

  1. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

  1. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена. 

Результатом итогового сочинения (изложения) будет "зачет" или "незачет", однако к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших "зачет".

Участники будут писать работу 3 часа 55 минут, лица с ограниченными возможностями здоровья – на 1,5 часа дольше. Участнику необходимо взять с собой черную гелевую ручку, документ, удостоверяющий личность, при необходимости – лекарства и питание. Орфографический словарь будет выдан членами школьной комиссии. 

Во время проведения итогового сочинения (изложения) запрещается иметь при себе телефоны и смартфоны, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки, а также выносить из кабинетов на бумажном или электронном носителях названия тем сочинений, фотографировать бланки и темы.

Участники будут писать сочинение (изложение) на выданных черно-белых бланках регистрации и бланке записи формата А4.

Свои результаты можно будет узнать в месте проведения итогового сочинения (изложения).

Телефоны горячих линий

  • О фактах коррупции в образовании сообщать по телефону: 8 (831) 433-45-80 (круглосуточно)8 (83191) 5-26-86 (с 8 до 17 часов).
  • Организована работа "горячей" линии по вопросу "О незаконных сборах денежных средств в образовательных организациях". Телефон "горячей" линии (83191) 5-21-75понедельник: с 8.00 до 12.00пятница: с 13.00 до 16.00. 
  • Организована работа "горячей" линии по вопросу "Приём заявлений, постановка на учёт и зачисление детей в дошкольные образовательные организации с использованием электронной очереди". Телефон "горячей" линии (83191) 5-27-85понедельник: с 8.00 до 12.00пятница: с 13.00 до 16.00. 
  • Организована работа интернет-линии по вопросу "Организация и проведение государственной итоговой аттестации в 2019 году" Смотреть 
  • Организована работа интернет-линии по вопросу "Информационное обеспечение мероприятий по подготовке к новому учебному году" Смотреть 
  • Организована работа "горячей" линии по вопросу "Информационное обеспечение мероприятий по подготовке к новому учебному году". Телефон "горячей" линии (83191) 5-21-75понедельник-пятница: с 8.00 до 17.00.
  • Организована работа "горячей" линии по вопросу «Оплата труда работников образовательных организаций". Телефон "горячей" линии (83191)5-27-85(83191)5-11-36, понедельник-пятница: с 9.00 до 16.00. 
  • Организована работа "горячей "линии по вопросам организации отдыха и оздоровления детей. Телефоны "горячей" линии 8(83191) 5-27-56Лысихина Елена Николаевна, ведущий специалист Управления образования Сергачского муниципального района; 8(83191) 5-26-86Стулова Юлия Васильевна, бухгалтер 1 категории МКУ ЦБСО. Время работы "горячей" линии: вторник с 8.00 до 12.00, четверг с 13.00 до 16.00.